Пермь, Петропавловская, д.84
(342) 201-7-102
(342) 277-35-28
ГлавнаяСтатьи о торговом оборудовании Центральный узел магазина
Каталог оборудования ↓
Поиск по сайту


Центральный узел магазина

Расчетно-кассовый узел (РКУ) – один из основополагающих элементов в организации работы современного магазина non-food.



смотрите раздел: Административные стойки

Расчетно-кассовый узел (РКУ) – один из основополагающих элементов в организации работы современного магазина non-food. Здесь не только осуществляется расчет за покупку, ее проверка и упаковка, но порой и продается товар (аксессуары), даются консультации по ассортименту и уходу за товаром. РКУ постоянно в центре внимания из-за своего назначения, а порой и буквально в центре (когда расположен посередине зала). Поэтому при его оформлении большое внимание уделяется внешнему виду, дизайну.

В советские времена, когда торговля на 99% велась через прилавок, естественным было его совмещение с кассовым узлом. Сегодня степень их приближенности друг к другу определяется форматом магазина и имеющимися площадями. В специализированных магазинах с небольшой площадью (как в демократичных, так и в дорогих), прилавочная зона практически всегда совмещена с прикассовой. В магазинах средней величины, например, одежды, расчетно-кассовый стол порой совмещается с небольшой витриной для аксессуаров, или его габариты позволяют установить на нем небольшую стойку для бижутерии либо короб с «необходимыми мелочами». В торговых предприятиях крупного формата существуют и собственно кассовые узлы, и совмещенные. Например, в гипермаркете отдел парфюмерии и косметики или дорогостоящей мелкой бытовой техники оснащают прилавком с РКУ, при этом в зале есть кассовые кабины, обслуживающие прочие отделы.

С учетом функций

На расчетно-кассовом узле осуществляются расчет за покупку через кассу (наличный и безналичный), упаковка товара, продажа аксессуаров. Все полагающиеся для этого предметы и инструменты должны быть под рукой у продавца: кассовый аппарат, денежный ящик, детектор банкнот, сканер штрих-кодов, картридер, электронные системы для снятия защитных устройств, упаковка, запас сопутствующих товаров и т. д. Для них нужно место. Кроме того, РКУ, например, в универмаге одежды должен устанавливаться так, чтобы продавцы имели возможность вести постоянный визуальный контроль за происходящим в торговом зале. Они наблюдают, чтобы не было каких-то эксцессов и чтобы покупатели, если им нужна помощь консультанта, совет по выбору, не остались без внимания. Все эти особенности, конечно, сказываются на дизайне РКУ.

- При проектировании расчетно-кассовых зон производители учитывают, что здесь должна быть сосредоточена масса современной техники и оборудования, и максимально эффективно используют отведенное пространство, - отмечает руководитель проекта ООО «Интерьер Проект» Галина Фаткулина. - Особенно это касается специализированных магазинов с небольшой площадью. Например, наша фирма для одного магазина-салона разработала двухуровневый вариант расчетно-кассового узла. Благодаря этому в нем нашлось место не только для кассового аппарата, сопровождающей техники, кассовой документации и упаковки, но и для кофе-машины.

- Двухуровневая стойка часто используется в салонах связи, - дополняет коммерческий директор компании «Марка Проект» Иван Николаев. - При этом стандартная высота стола кассира, если он сидит, - 750 мм, а высота столешницы для покупателя – 1150 мм. Но самый распространенный вариант в магазинах non-food - одноуровневая стойка-прилавок. Высота рабочей поверхности (для денежного расчета, упаковки или передачи товара) - обычно 900-1000 мм, глубина - от 500 до 650 мм.

- В крупных магазинах, работающих в формате самообслуживания, РКУ часто представляют собой кабину, - продолжает тему директор по маркетингу ПО «Витрина» Инна Туль. - Но это не значит, что они оснащаются универсальными металлическими кассовыми боксами, как в супермаркетах, - для них изготавливаются кассовые кабины из ДСП. Такие кабины могут иметь различную конфигурацию, дизайн, дополнительные опции в виде защиты из оргстекла по всему периметру кассового бокса.

- Поскольку сегодня кассовая зона многофункциональна, она должна соответствовать определенным эксплуатационным требованиям, - резюмирует Иван Николаев. – Основные из них - безопасность, защищенность, прочность, удобство для персонала и клиента, соответствие интерьеру и фирменному стилю магазина.

Что касается материалов, то при создании расчетно-кассовых узлов чаще используются ДСП и МДФ. Для прочности каркас может быть алюминиевым (средний уровень надежности) или металлическим (высокий уровень прочности). В более дорогом варианте делается облицовка шпоном или оборудование выполняется из массива дерева. Кстати, с точки зрения дизайна это оборудование может быть разным. Если взглянуть на него сверху, столешница РКУ может напоминать всевозможные геометрические фигуры и даже футуристические объекты. То же можно сказать о фасаде: современные технологии позволяют придавать замысловатые округлые формы многим материалам.

Как визитная карточка

- Сегодня на рынке представлено огромное количество отделочных и декоративных материалов, позволяющих превращать прикассовые зоны в шедевры, - констатирует Иван Николаев. - При этом могут использоваться такие декоративные отделочные материалы, как слоистые пластики, перфорированные пластик и металл, керамическая плитка, лепнина, бамбук, тростник, стекло и т. д. Сейчас в части декорирования при разработке кассовой зоны проектировщики ограничены только своей креативностью, готовностью заказчика платить за эстетические изыски и стандартами надежности оборудования для магазина определенного формата. (Например, для магазина бытовой электроники понадобится прилавок на металлическом каркасе, выдерживающий большой вес, а для магазина косметики он может быть выполнен просто из ДСП.)

- Подбор торговой мебели всегда зависит от формата магазина или его специализации, а также от пожеланий владельца торгового предприятия, - рассказывает Инна Туль. - Сетевые магазины, как правило, имеют фирменный стиль (т. е. свой стандарт), и все оборудование выпускается по этому стандарту. Конечно, его основные эргономические характеристики отвечают общепринятым нормам (например, высота и ширина прилавков). Но дизайн и декоративные элементы оснащения (цветовая гамма, гнутые или прямые стекла, внешний вид передней панели) уже подбираются и проектируются индивидуально. Стандартное, универсальное, выпускаемое, как правило, погонным методом и поэтому недорогое оборудование, закупается для небольших магазинов с прилавочной торговлей (хозяйственных, книжных и т. д.), когда требуется минимизировать затраты на оснащение магазина.

- Бутики и сетевые магазины одежды и обуви рассматривают расчетно-кассовый узел как визитную карточку, - дополняет Галина Фаткулина. – Часто РКУ занимает центральное место в их торговых залах и оформляется как доминанта. Например, когда мы разрабатывали дизайн бутика «Парфюмер», перед нами ставилась задача представить дорогой эксклюзивный парфюм как произведение искусства. Поэтому главным акцентом в декоре торгового оборудования, в том числе РКУ, стали рамы для картин золотого цвета.

Специалисты отмечают, что сегодня рынок торгового оборудования в основном ориентирован на изделия российских производителей. Цены на мебель отечественного производства в 2-4 раза ниже, а по качеству, дизайну, эргономичности изделия ведущих российских фирм не только не уступают, а зачастую превосходят зарубежные образцы.



Светлана Вахрушева журнал «Торговое оборудование. Лучший выбор» Февраль (128) 2008
 
Rambler